3.02.2016

Как купить авто с пробегом (бу) правильно (часть 1)




                                                       Что вы узнаете:
- Как ориентироваться в огромном море предложений на вторичном рынке
- Как правильно рассчитать свои финансовые возможности и не купить автомобиль,
который содержать будет не по карману
- Как отсеять 90% объявлений ещё до осмотра, сидя дома или в офисе
- Как правильно разговаривать с продавцом и вычислить обман
- Как после минутного осмотра понять, что машину не имеет смысла везти на осмотр в сервис
- Как избежать «развода» на всех стадиях процесса

Ну и в целом, у вас выстроится четкий алгоритм покупки машины, следуя которому вы получите желаемое – автомобиль, который будет радовать вас долгие годы.

Следуйте советам хотя бы на 90%. Многие предосторожности могут показаться вам
чрезмерно суровыми и вы подумаете «да ладно, это уже лишнее». Но за каждым из них
стоит либо личная ошибка, либо ошибка тысяч других людей, покупавших
автомобили с пробегом. Ничего лишнего здесь нет, и в таком рискованном деле как
покупка бу машины чрезмерных предосторожностей не бывает.



Авторские наклейки и стикеры на авто почтой из питера


Часть 1. Подготовка

Да-да, перед тем, как заниматься поиском машины, нужно провести маленький
аутотренинг. Настроиться на нужную волну, чтобы дальнейший процесс не вызывал у вас
негативных эмоций.
1. Приготовьтесь к увлекательной игре
Я множество раз покупал и продавал машины, и могу сказать точно: покупать – веселее. В
разы веселее. Вообще рынок подержанных автомобилей – это рынок покупателя. Многие
машины на нем стоят невостребованными месяцами, что вгоняет продавцов в уныние.
Продавец отягощен ненужным имуществом, ему нужны деньги. А вы – покупатель, у вас
есть деньги и вы будущий счастливый обладатель любимого автомобиля. Хочу – беру, не
хочу – не беру.
2. Не торопитесь
Сколько я знал людей, которым не терпелось прыгнуть уже за руль, и из-за спешки они
покупали проблемную машину... Не надо так! Накопили денег на авто? Поздравляю!
Приготовьтесь к тому, что процесс поиска нужного варианта может занять несколько
недель. А может и пару месяцев – тут все зависит от того, какие у вас запросы.
3. Освободитесь от стереотипов
Автомобилисты – люди религиозные. Я говорю не об иконках на торпедо, а о различных
автомобильных верованиях. И тут уместна поговорка «сказка ложь, да в ней намек».
Многие стереотипы имеют под собой основания, но реальность, как правило, несколько
иная.
Я приведу несколько типичных заблуждений:




Каков вывод? Обобщение и слепая вера в слухи – это плохо. В каждом случае нужно 
разбираться индивидуально, и тогда может внезапно оказаться, что французская машина 
с автоматом будет и быстрее, и надежнее «немца» с механикой. А «американец» 
окажется с абсолютно целым кузовом, и достанется вам от рачительного хозяина.

4. Не зацикливайтесь на конкретной марке и модели
Наверняка, планируя покупку подержанной машины, вы уже что-то приметили. Это 
нормально. Но ровно до тех пор, пока это не становится навязчивой идеей. 
Итак, вы давно заглядывались, допустим, на Mercedes-Benz E-Class, но имеете только 
300 000 рублей. Но хотите Мерседес. Но денег у вас мало. На самом деле, если задаться 
целью, то можно долго-долго мониторить предложение, и рано или поздно найти 
подходящий и относительно беспроблемный автомобиль. Но это будет долгий процесс. 
Возможно – очень долгий, на несколько месяцев. 
Зацикленность на определенной марке или модели очень сильно сужает пространство 
для маневра. Фанатизм может дорого вам обойтись. В 90% случаев «фанаты марки» - это 
люди, давно упершиеся рогом в какую-то модель, потом купившие ее, никогда не 
ездившие на машинах-конкурентах, и из года в год уговаривающие себя, что это самая 
лучшая марка на свете. Все машины разные, все имеют сильные и слабые стороны, а вам 
нужно научиться подбирать себе автомобиль по совокупности его качеств, а не потому что
«хочется и все тут».
Не стоит лишать себя удовольствия перебрать все возможные варианты под свой вкус и 
кошелек. Очень вероятно, что в итоге вы купите модель, о которой сейчас и не думаете.

5.   Не зацикливайтесь на определенной сумме
Накопили  300 000 рублей?  Как-то  ведь смогли? Значит, сможете  накопить еще  100 000. 
Будьте  готовы  к тому, что автомобиль,  который  вам хочется,  будет стоить больше, чем у 
вас есть.  Морально подготовьтесь к тому, что покупку машины,  возможно,  придется 
отложить, чтобы  подкопить еще.

Что в итоге?
Итак,  правильный  настрой  перед поиском автомобиля  такой:
- Впереди меня ждет увлекательная охота за любимым автомобилем
- У меня есть деньги, а значит я  в выигрышном  положении.
- Мне  незнакомы стереотипы «только  немцы»,  «только японцы», «только механика»  и т.п.
- Мне  нравятся определенные модели,  но я могу рассмотреть альтернативу
- Я  понимаю, что  процесс поиска  может затянуться  на  недели  и месяцы
- Я  понимаю, что моего бюджета  мне может не хватить и ту машину,  которая мне 
понравится
Если  все так и есть, то можно  переходить к следующей части.  Если  нет, то  возвращайтесь в 
начало  и  перечитайте  все еще  раз  :)

Часть 2.  Выбор марки и модели

6.  Поймите, как часто и как много вы будете ездить
Чем больше  вам  нужно ездить, тем меньше  вольностей  вы можете себе  позволить.
То есть, если  вам  по  работе  нужно мотаться  каждый день по  150 километров,  плюс 
регулярно в командировки  в другой  город километров на  300-400, то  ищите что-нибудь 
предельно  простое, дешевое  и молодое.
Если  пробеги  планируются  небольшие (дом-работа-дом),  и  вы  не умрете, если  пару дней 
поездите  на  метро,  пока автомобиль стоит в сервисе, то можете  расширить круг до чуть 
более  возрастных и дорогих машин.
Если же это вторая  или третья машина  в семье,  и  всегда  есть,  на чем ездить, то можете 
расширить границы до бесконечности.

7. Определитесь с возрастными рамками
Если  в предыдущей части  курса  вы уже  поняли, что машина  вам  нужна  постоянно,  и 
ездить планируется очень много, то для  вас ответ на  вопрос про  возраст должен стоять 
однозначно: до трех лет.  Можно  рассматривать и более старые авто,  но  риск нарваться  на 
неприятности  велик, а значит и  искать авто в хорошем состоянии  придется дольше.
В остальных случаях -  возможны  варианты.
У  меня для выходного дня есть Saab 9001984 года выпуска -  я потихоньку превращаю 
его в «конфетку»,  но и изначально он был в очень хорошем состоянии, с целым кузовом, 
живым мотором и коробкой. Я искал хороший вариант много лет,  и нашел в итоге 
машину,  которая сначала работала в посольстве Швеции,  потом стояла на 
консервации.  При этом большинство его ровесников давно на свалке.
Улавливаете мысль?  Нет ничего невозможного.  Есть люди,  которые следят за  своими 
автомобилями,  и есть десяти-,  пятнадцати  и двадцатилетние экземпляры,  которые  не 
будут постоянно требовать ремонта.  Но  их  придется  искать долго.  Или ОЧЕНЬ долго.

8.  Кроссовер или легковая машина?
Если очень коротко описать формулу кроссовера, то это более  высокая  посадка, солидный 
имидж (хотя тут дело  вкуса)  и  немного  выигрыша  в практичности за солидную  прибавку в 
стоимости.  Выбор делать вам,  но позвольте  немного справочной  информации.
Если  вы задумываетесь о кроссовере, то задайте себе один  вопрос:  как часто вы 
планируете ездить зимой за  город?  Если  не  более  1-2 раз, то  подумайте, стоит ли тратить 
лишние  200 тысяч  рублей за  больший дорожный  просвет?
Пожалуй, зимне-весенняя  колея  на загородных дорогах -  это единственные условия,  в 
которых действительно есть толк от большого дорожного  просвета.  Высокий автомобиль 
нужен для  регулярных выездов на  нечищеные дороги  в зимний  период.  В городе  и за 
городом  в период с апреля  по ноябрь у кроссоверов нет никаких преимуществ перед 
обычными авто.
Кроссовер -  это  продукт маркетологов, а  не  конструкторов. Он  выглядит как внедорожник, 
но при этом  построен  на легковой  платформе,  имеет,  как правило, слабый двигатель,  на 
пару сантиметров приподнятый  кузов (дорожный  просвет -  180-190 мм  против  140-160 
мм у легковых). Система  полного  привода обычно ущербная,  и  по факту дает мало 
преимуществ  в грязи. Стоимость при этом  на  20-30% выше, чем у легковушки с такими же 
качествами.
Для  примера  вот вам таблица с характеристиками трех моделей: Toyota  RAV4 (кроссовер), 
Toyota  Corolla  (седан С-класса), Toyota  Camry (седан  бизнес-класса).



Если  резюмировать в сухом остатке, то  RAV4 всерьез выигрывает только в дорожном 
просвете  и  наличии  полного  привода,  плюс  небольшое  преимущество  в багажнике. За эти преимущества  вы доплачиваете более 350 000 рублей  в сравнении с Короллой  и  более 
100 000 рублей  в сравнении с Camry.
При этом  необходимо учитывать, что Camry -  не только более динамичный,  но  и более 
комфортный  и тихий.  Шумоизоляция  и  кайф от нахождения  в салоне, увы,  в 
характеристиках  не оценивается.  Простора для  пассажиров  на  втором  ряду там тоже 
больше, чем  в компактном  кроссовере.
В общем, для  повседневной жизни  в городе, а также  выездов за  город по дорогам, с точки 
зрения  практичности совершенно точно достаточно будет Короллы. Для удовольствия  от 
езды -  Кэмри.  И только для  зимних поездок в глубокой снежной  колее можно  покупать 
RAV4. Для  рыбалки  и  прочих поездок в дикие места  кроссовер  не  подходит,  потому что его система  полного  привода  не  рассчитана  на  большие  нагрузки,  быстро  перегреется,  и вы застрянете.  Все остальное -  имиджевые моменты.
Хотите сами  поэкспериментировать со сравнением?  Настоятельно  рекомендую  каталог 
auto.yandex.ru. Там  имеются достаточно актуальные (хоть и  не  без мелких ошибок) 
характеристики,  плюс можно сравнивать, запрашивать средние  цены  и составлять такие 
же таблички.

9.  А может быть, взять внедорожник?
Прежде  всего, а  в чем  разница между внедорожником  и  кроссовером? Я  приведу 
несколько отличительных особенностей, чтобы  вы  не запутались:
- Дорожный  просвет более 200 мм
- Рамная  конструкция  кузова
- Двигатель с высоким  крутящим моментом, желательно - турбодизель
- Короткие свесы спереди  и сзади- Постоянный  или жестко  подключаемый  полный  привод
- Понижающая  передача  в раздаточной  коробке
- Блокировка  межосевого дифференциала  и  иногда -  межколесных дифференциалов
Настоящий  внедорожник нужен  исключительно для  выездов на  природу.  Причем  не  на 
дачу, а  в лес, степь, тундру и так далее. Туда,  где  очень плохие дороги  или  их нет вообще.
В остальных случаях покупка  внедорожника -  это  выброшенные деньги.
Ну еще,  конечно,  не  нужно списывать со счетов «хотелки»  и чисто  имиджевый момент. 
Люди любят внедорожники за  их брутальность.  Что ж, если  вы  из  их числа, то  воля  ваша -  берите  и  наслаждайтесь.  Но учтите, что стоимость относительно дешевенького  и 
простенького  внедорожника сравнима с  ценой уже  не обычного (как Тоуога  Сагпгу), а 
премиального бизнес-седана.

10.  Или минивэн?
Опять-таки, если  коротко  попытаться обрисовать суть минивэна, то это тот же  кроссовер, 
только без амбиций  внедорожника.  На  некоторых моделях -  маловат дорожный  просвет, 
например,  на  Renault Scenic  второго  поколения  и Citroen С4 Picasso прошлого  поколения 
он составляет 120 мм.  Но есть куча моделей,  где  просвет не так уж мал:  140 мм у Ford С- 
Мах,  145 мм у Toyota Verso,  160 мм у Opel Zafira С и  167 мм у Kia  Carnival. Список можно 
продолжать, желающим  изучать предметно снова  рекомендую auto.yandex.ru.
В чем  бонус минивэнов?  Много места  в салоне, обычно много  вариантов трансформации 
салона  (задние  кресла  можно сложить по частям)  и много  всяких прибамбасов  вроде 
столиков,  подстаканников, ящичков и тому подобных мелочей.  Мне еще субъективно 
нравится  «автобусная»  посадка,  когда у тебя огромное лобовое стекло  и  высоко 
расположенное  кресло. У кроссоверов нет такого ощущения  «воздуха», а я  переездил  на 
множестве машин  обоих классов.
Из минусов у них -  отсутствие  пресловутого агрессивного имиджа  «джипообразных»  и 
полного привода  (хотя  на  многих японских моделях минивэнов он  все-таки доступен).  Про 
дорожный  просвет уже сказал -  он  на уровне  или чуть выше легковых машин.
Так что если  вы  не страдаете  комплексом  неполноценности,  не хотите  казаться  на дороге 
страшным (хотя я  вообще с трудом себе  представляю человека,  который боится Toyota 
RAV4 или  Honda CR-V),  плюс вы часто  возите  пассажиров, то  присмотритесь к минивэнам.
Увы, это  вымирающий  нынче  вид.  Производители смекнули, что можно взять тот же 
минивэн,  прикрутить к нему муфту полного  привода,  налепить понизу некрашеный 
«износостойкий» обвес, слегка  приподнять и -  вуаля.  Получается  кроссовер, за  который 
можно попросить больше денег,  и  на  «голом  имидже»  накрутить хорошую  наценку.
Особенно  весело  получилось с такой малоизвестной у нас моделью  как  Renault Espace. 
Четыре  поколения  подряд он считался  минивэном, а этой осенью,  когда его показали на Парижском автосалоне, он  внезапно оказался  кроссовером. Сделанным  по тому самому 
рецепту,  который я описал  выше.

11.  Или спорткар?
Спорт-купе,  кабриолеты  и  прочие  привлекательные  машины  нужно покупать как вторую 
машину в семью.  Или  быть готовым частенько оставлять ее у дома, чтобы  на 
общественном транспорте ехать за  город или  в  путешествие.
Дорожный  просвет -  100 мм,  по кромке  кузова  идет дорогущий  и  красивый  пластиковый 
«обвес»,  в салоне два  места  (задние «табуретки»  не  в счет),  и  багажник крохотный -  
далеко ли  вы уедете с таким  набором?
Кроме того, автомобили со спортивным характером  покупают вовсе  не для того, чтобы 
ездить на  них в церковь по воскресеньям.  Их моторы  и  коробки  нещадно мучают.  И 
хорошо если  вы  берете  какого-нибудь проверенного «японца»  вроде Toyota Supra с 
«вечным» 3-литровым  мотором 2JZ-GTE...
Увы,  но  примеров надежных спорткаров  немного. Это автомобиль не  на  каждый день и  не 
на  большой  пробег. Считается, что  их покупают те, у кого есть деньги  на  ремонт,  и они 
готовы  платить высокую  цену за  мощь.  Искать спорткар  в хорошем состоянии  придется 
долго.

12. Хочу обычную легковушку. Что выбрать: седан или хетчбек?
Итак,  вы  поняли, что для  повседневной  городской эксплуатации  нужен обычный легковой 
автомобиль. Уже  неплохо! Давайте  выбирать кузов.
Но для  начала  надо определиться с определениями:
- Седан -  это когда  багажник отделен от салона  спинкой сиденья, достаточно длинный 
задний свес
- Хетчбек -  это  когда  багажник -  единое  пространство с салоном,  плюс более  короткий 
задний свес,  в сравнении с седаном
- Лифтбек (про  него  вечно забывают) -  тоже единое  пространство салона  и  багажника, 
плюс такой же длинный задний свес,  как у седана.
Чтобы  понять разницу между хетчбеком  и лифтбеком,  вот вам  картинки  машин- 
родственников. Слева -  Volkswagen Jetta  в кузове седан,  в центре Skoda Octavia  в  кузове 
лифтбек, справа -  Volkswagen Golf в кузове хетчбек. Это  вам  в «копилку эрудита».




Что выбрать -  это,  на  самом деле, дело  вкуса.  Больше  всего места  в багажнике (обычно) -
у лифтбека,  меньше  всего -  у хетчбека, а  седан -  где-то  посредине. У седана,  помимо его
пресловутой «престижности», есть еще  немаловажное свойство.  Меньше  проемов на
улицу из салона, а значит, чуть лучше  шумоизоляция.  И еще,  когда зимой
открываешь/закрываешь багажник,  в седан  не задувает холодным  воздухом.

13.  А как же универсал?
Считается, что  наиболее  практичный  кузов -  это универсал.  Но едва ли  вам часто
потребуются его грузовые  возможности.  Из собственного опыта.  Я  регулярно  переезжаю
из одной съемной  квартиры  в другую, а следовательно -  вожу всякую мебель, стиральные
машины  и так далее. Знаете,  в Питере заказать микроавтобус с  грузчиками стоит в
среднем  1500  рублей. От двери до двери. А если я  езжу в строительный магазин  и  везу
доски, то я складываю сиденья  и  перевожу длинномеры  в обычном седане.  И  еще у меня
есть багажник на  крышу,  который  решает все  проблемы.
Вы уже,  наверное, догадались,  что я  не  вижу смысла  в универсалах. Тут уж,  как говорится,
на  вкус  и  цвет все фломастеры  разные.  Конечно, есть ситуации,  когда он удобен:  на  нем
можно вывести  кучу всякого хлама с дачи,  проще закинуть пару великов (чем  грузить их
на специальный  крепеж на  крышу), да  и для тещиной  рассады  места завались.
Но у универсалов есть три существенных недостатка.  Во-первых, также  как и  в
хетчбеках/лифтбеках, зимой  некомфортно открывать-закрывать заднюю дверь,  и хуже
шумоизоляция.  Во-вторых,  большой  по объему салон  медленно прогревается от печки.  В-
третьих, универсал  потом сложнее  продавать. Это  непопулярный  в России  кузов. Впрочем,
про ликвидность мы с вами  поговорим  попозже.

14.  Используйте таблицы для сравнения характеристик
Я уже упоминал  пару раз auto.yandex.ru  и упомяну еще  раз. Это далеко не самый
исчерпывающий  каталог автомобилей -  в нем,  к примеру,  нет маркировок двигателей  и
коробок передач,  но он удачный  и удобный.  Машины,  которые  кажутся  вам  интересными,
«пробивайте»  по этому каталогу, сравнивайте  их ключевые  параметры  в таблицах и
делайте  выводы. Это  интересно!

15. Заведите досье для сбора информации по моделям, интересующим вас
Форму для досье  вы  найдете  в приложении  к мануалу, здесь же я  просто обращаю  ваше
внимание  на этот документ.  Вам  предстоит изучить массу сайтов, заметок,  комментариев,
графиков, таблиц...  В голове  все это  не уложится -  нужно оставлять себе  напоминалки,
желательно в формате «кусок текста  плюс гиперссылка», чтобы уже  после того,  как вы собрали  информацию по  всем  интересующим  вас моделям,  могли  изучить «сухой
остаток».
Очень хорошая  идея -  посидеть несколько  вечеров,  пособирать данные,  потом  развеяться
несколько дней (в идеале -  вообще отвлечься от покупки машины, а  не слоняться  по
автосалонам  и  не мучить друзей-автомобилистов).  Затем  вернуться  к процессу и
перечитать все ссылки, статьи, отзывы  и указания слабых мест.
Когда  читаешь все это  на свежую голову,  проще  принимать решения.  Большое,  как
говорится,  видится  на  расстоянии.  В следующей части  придется собирать еще  больше
информации, так что  ваш файл  вам  пригодится.

16.  Читайте тест-драйвы  в качественной автомобильной прессе
Когда  вы стоите  на  пороге  покупке машины, самое  время  начать изучать журналистские
труды.  Но  не  все  подряд.  Я составил для  вас  небольшой  рейтинг:
1. Лучшие  из лучших -  журнал «Авторевю».  Главный  недостаток -  плохой сайт
autoreview.ru с неудачной  рубрикацией  и  неудобным архивом  публикаций.  Все остальное
- в плюс. Это единственное  издание,  где  каждый обозреватель -  это настоящий
профессионал  и эксперт в своем деле.  Плюс они активно используют инструментальные
замеры  и  натурные эксперименты  на  полигоне.
2. Отдельной  позицией -  журнал  «За  рулем».  Гораздо лучше  наполненный сайт zr.ru с
нормальной  навигацией  и ОГРОМНЫЙ  банк данных по автомобилям.  Здесь есть хоть
какая-то  информация,  наверное,  по 95% машин,  продающихся  на  рынке.  Из минусов -
более  низкое  качество  контента, чем у «Авторевю».
3.  Второй эшелон -  неплохие тесты  на  drive.ru,  motor.ru,  kolesa.ru, auto.mail.ru, 
autonews.ru.
4.  Все остальное -  тест-драйвы от Давидыча, Top Gear Russia,  «Автомир»,  «5  Колесо», 
тысячи  их.
То есть,  выбирая автомобиль,  вы  просто обязаны  прочитать о  нем  в «Авторевю»,  потом
заглянуть в «За  рулем»,  неплохо бы  посмотреть, что  пишут ведущие  интернет-порталы...  И
если останутся силы, читать издания  второго эшелона.
Лучше  всего читать сравнительные тесты,  где тестируются автомобили одного  класса.
Например, Volkswagen Golf,  Ford  Focus, Opel Astra  и Toyota Auris.  Как понять, что лучше  вам
подходит? Характеристики  похожие,  внешность у всех по-своему хороша. Тут-то  и
приходит на  помощь профессиональный  взгляд.
Как быстро найти  нужный  вам тест-драйв? Очень просто.  Идите  на тот же auto.yandex.ru -
у каждой  модели есть раздел  «Тест-драйвы», хотя там многовато «лишних»,  скучных и поверхностных тестов.  Что  касается  «Авторевю», то они  не  всегда  есть в Яндексе -
придется  идти  к ним  на  сайт и  пользоваться  их странноватым  поиском.

17. Читайте обзоры  подержанных автомобилей
Если  на тест-драйвах вы узнаете о  потребительских качествах автомобиля  в целом
(насколько хороша  «шумка», сиденья, управляемость, динамика  и т.п.)  и о том,  как он
ведет себя  в экстремальных дорожных условиях (как держит траекторию в повороте,
отрабатывает неровности), то обзоры  подержанных машин -  иное дело.
Тут фокус,  как нетрудно догадаться,  на  надежности. Сделать обзор б/у машины -  сложнее,
чем тест-драйв,  потому что  нужно собрать много полезной  информации от мастеров СТО
и  владельцев.  Немногие  издания  имеют у себя хорошие банки данных по  подержанным
машинам.
Единственный  по-настоящему качественный  игрок на этом  рынке -  опять «Авторевю»,
хотя там только самые  популярные машины.  Чуть больше моделей  на  zr.ru  и  kolesa.ru,
однако там  не  всегда стабильный уровень качества  информации.

18.  Изучайте отзывы
Часто мнения  профессионалов бывает недостаточно,  поэтому лучше дополнить картину
представления об автомобиле,  почитав отзывы  владельцев. Субъективно, лучшие отзывы
на avtomarket.ru/opinions и  в личных блогах на  drive2.ru,  где  владельцы  выкладывают
многолетние отчеты  по обслуживанию, фотографии, схемы  и  прочие  полезные  вещи.
Помимо этого,  раздел отзывов есть практически  на  каждом более-менее  крупном сайте,  и
вот только самые  крупные  площадки:

•     reviews.drom.ru,
•     autonews.ru/opinsion.
•     cars.mail.ru/reviews,
•     my.auto.ru.

Будьте  готовы  к тому, что  в отзывах много мусора. Люди  пишут истории о том,  как
выбирали  и ехали  100500 километров за своей ласточкой,  как мечтали о  ней  в детстве,  как
потом «колхозили»  на  нее синюю  подсветку в салон  и так далее...  Если  приготовиться
фильтровать информацию, то  в определенный момент наберется  много интересных
фактов.  Их можно  прямо  копировать и  вставлять в досье.

19. Зайдите на клубный форум
Обычно у каждой мало-мальски  популярной  модели есть клуб  в  виде форума,  где сидят
владельцы -  опытные  и  не очень опытные.  Вторых,  конечно же,  больше. Там очень много
досужих измышлений  «диванных экспертов»  и  прочих любителей  поболтать.  Но  имеются
и дельные авторы,  которые  рассказывают об устранении  поломок и типичных
неисправностях. Таких полезных людей  можно узнать по твердой уверенности  в своих словах (никаких «вроде бы», «кажется»)  и  развернутой аргументации своих доводов, а
также  по счетчику сообщений.  Главные эксперты часто одновременно являются
«старожилами» форумов, а то  и  их основателями.
Скажем, заинтересовал  вас Форд Фокус второго  поколения с мотором 2 литра,  и  идете  вы
на ffclub.ru  (один  из крупнейших форумов по модели  в Рунете).  Находите там
соответствующую ветку и читаете.  Примерно 20-30% информации  будет полезной.
Как найти форум? Очень просто:  набираете  в поисковой машине «[марка]  [модель]
форум»  или «[марка]  [модель]  клуб»  и  получите десятки  их в выдаче.  Выбирайте те
форумы,  где  идет активная  переписка,  и есть сообщения сегодняшние  и  вчерашние.
Клубы,  где дискуссия затихла  месяц назад,  вам  не  нужны.

20.  Изучайте моторы
Вы уже  наверняка  выбрали  какие-то  интересующие  вас модели?  Выясните заводскую
маркировку их моторов -  это  полезно. Скажем,  на  BMW 5 серии  в кузове  E39 («кузовами»
баварцы  называют поколения.  Пытаться  разобраться  в логике  нумерации - бессмысленно)
2,5-литровый мотор модификации 525i  имеет маркировку M54B25. А на  Nissan X-Trail
второго  поколения  мотор 2 литра  (140 л.с.)  имеет маркировку MR20DE/M4R.
Зачем  нужны эти буквы-цифры?
По этой  маркировке  проще  искать проблемные места.  Просто  вбиваете  в поисковую
машину,  к примеру,  EA111 (это маркировка  мотора  1,4 TSI  на  моделях концерна
Volkswagen).  Ба, что мы  видим!  Целый букет проблем...  Растягивание  цепи  ГРМ,  выход из
строя форсунок, частый  перегрев  и  повреждение турбины,  частая детонация даже  на
хорошем топливе Аи-95...  И  все эти «удовольствия» - на  пробеге менее  100 000
километров. То есть могут стать актуальными уже  в 3-5-летнем  возрасте.  Вот тебе  и
немецкое  качество!
Где достать маркировки?
Наиболее  полный  из доступных бесплатных каталогов -  это  немецкий TecDoc.  Подписка на
него стоит 120 евро  в год,  но  на  наше счастье есть онлайн-магазин запчастей  exist.ru со
встроенным  в  него ТекДоком:  http://www.exist.ru/cat/TecDoc/. Там слегка  путанная
навигация,  но найти  коды  моторов можно.  Еще одно осложнение -  ТекДок не
адаптирован  под российский  рынок,  поэтому зачастую вы там будете  находить кучу
моторов,  которые  на  нашем  рынке  не  продавались.  Но лишняя  информация -  лучше, чем
ее отсутствие.  Кстати, Экзист вам  понадобится  в ближайшем  будущем  по другому поводу -
не теряйте ссылку.


Дополнительные  источники  информации -  это англоязычная  Википедия  (en.wikipedia.org)
и хороший сайт wikimotors.ru,  где одновременно имеется  и справочник с
характеристиками  и спецификациями  моторов,  и  краткая  информация  по  их типичным
поломкам.  Кроме того  на торрент-трекерах (nnm-club и  rutracker.org)  можно  поискать
руководства  по эксплуатации  и  ремонту интересующих вас автомобилей.  Покупать не
рекомендую,  ибо не  напасетесь денег.  Мануал стоит обычно больше  1000 рублей.
Скачивайте  книги  по всем  интересующим  вас машинам  и  в  начале  книжки обычно есть
список моторов с маркировкой  и много  полезного, что  пригодится  вам уже  после того,  как
вы  купите машину.  Когда  получите  индексы, забивайте  их в  Гугл/Яндекс примерно с таким
содержанием запроса  «Kia  Sportage G4KD  поломки».  Кроме wikimotors есть еще  куча
разнообразных веток обсуждения  на  форумах,  где могут «всплыть» любопытные
подробности относительно слабых мест двигателей.
С горем  пополам  наши  индекс,  но  нигде-нигде  нет информации  по мотору? Значит, это
что-то экзотическое,  и  по  нему стоит искать англоязычную  информацию,  которая  есть в
Интернете с  вероятностью 99%, а затем  воспользоваться онлайн-переводчиком. Скажем,
по ягуаровским моторам  вроде AJ-V8 толковой  русскоязычной  информации  нет,  но есть
прекрасные английские  ресурсы  по теме.  Если  информации  нет нигде  и  никакой, стоит
задуматься:  нужна ли  вам «темная лошадка»,  про  которую  никто  ничего не знает?
Соответственно, если двигатель проблемный, занесите его  в «черный список», если
более-менее, то в «серый»,  и  при  выборе между модификациями отдавайте
предпочтения  моторам,  которые зарекомендовали себя с лучшей стороны.  И  не забываем
все фиксировать в досье.

21.  Изучайте коробки  передач
Рекомендации те же. Самый  надежный  источник информации -  книжки  по эксплуатации,
плюс  Википедия.  По автоматическим  коробкам есть еще сайт transakpp.ru -  поистине
гигантская  база знаний. Там можно определить модель АКПП  по модели  и  найти  всю
интересующую информацию, от типичных поломок до стоимости запчастей.


Здесь вы  можете,  в частности,  выяснить в деталях о неисправностях печально  известной
французской  коробки  DP0/AL4  и,  напротив, сможете  разрушить собственный миф о
ненадежности  вариаторов (бесступенчатых трансмиссиях),  прочитав статью о
замечательном  ниссановском CVT JF011E.
Увы,  но  по механическим  коробкам такого  шикарного  ресурса  нет.  МКПП  в целом
устроены  проще  и хотя  их нельзя  назвать безгрешными (достаточно вспомнить
опелевскую  коробку с маркировкой  F17), сломать их труднее.  И ломаются  они,
соответственно,  реже.  Но «пробить»  по  Гуглу и Яндексу вашу будущую коробку передач
было бы  нелишним  в любом случае.  Пишем «Opel Astra  H  МКПП»  и смотрим.

22.  Походите по авторынкам и автосалонам
Только деньги оставьте дома!  И  вообще отправляйтесь туда,  как на  прогулку.  Попытки
менеджеров по  продажам  навязать вам  покупку отсекайте. О сценарии «увидел -
влюбился -  купил»  просто забудьте  раз  и  навсегда. О бизнесе официальных и
неофициальных автосалонов я  вам  расскажу чуть ниже,  пока что  не забивайте себе  голову.
Ваша  задача  на этой стадии -  не  купить машину, а  посидеть в салоне. Да-да.  Вроде бы
совершенно дилетантская  процедура,  но совершенно  необходимая!  Машина должна  быть
любимой! А это значит, что ничего  не должно  в ней  вас  раздражать и даже  напротив -
каждая  минута,  проведенная  в салоне, должна  быть минутой  праздника.
Короче,  полазайте  по салонам  приглянувшихся  вам автомобилей.  Потыкайте  в кнопочки,
пощупайте  переднюю панель, отрегулируйте  под себя  кресло  и  руль (если есть такая
опция),  включите музыку. Залезьте  назад и  попробуйте себя  в роли  пассажира.  В общем,
попробуйте освоиться  внутри  и  проведите свой собственный  маленький сравнительный
тест-драйв.
Профессионалы  в журналах и  в особенности экс-владельцы,  пишущие отзывы,  никогда  не
смогут предугадать, что  вас,  к примеру,  будет страшно бесить подрулевой  переключатель для музыки  на  Renault или дурацкая логика  внутреннего меню на  BMW.  Нельзя, чтобы  в
машине что-то  раздражало.
Поэтому выделите  несколько свободных выходных и  прогуляйтесь по салонам,  где
представлены автомобили с пробегом.  Чтобы  не  идти  вслепую,  гляньте  интересующие  вас
машины  на сайтах бесплатных объявлений -  avito.ru, auto.ru, drom.ru. Там можно
отсортировать предложения от салонов и  изучить,  где  какая стоит.  Чаще  всего менеджеры
выкладывают объявления с  имеющимися  машинами  в сеть,  но иногда  им  некогда  или
лень.  Или бывает, что машина  продана,  но все еще  висит на сайте.  Поэтому
предварительно можно позвонить и спросить: такая-то машина  стоит еще  в шоу-руме/на
стоянке?

23.   Оцените надежность выбранных машин по немецкому рейтингу TUV
Это  в России диагностическую  карту техосмотра,  как правило,  продают в виде  приложения
к полису ОСАГО.  В Германии  все  иначе -  там технический осмотр  проводится честно.
Организации, занятые  в этой сфере, объединены  в Ассоциацию технических экспертов
(Technischer Uberwachungs-Verein), сокращенно -  TUV.  Каждый  год она  публикует отчет,
сколько машин  каких марок не  прошли ТО успешно,  а  публикацией  их ежегодных отчетов
занимается журнал AutoBild.  Вот здесь можно почитать результаты  исследования  2015
года:
http://www.tuv.com/media/germany/tuev  report/TUEV  Report  Gewinner  und  Verlierer  201 
5.pdf


Отчет на  немецком,  но знать язык необязательно -  все сведено  в таблицу по  годам
(машины  в  возрасте 2-3, 4-5,  6-7, 8-9 и  10-11 лет),  где  первые места занимают наиболее
надежные, а  последние -  наименее. Для  пущей ясности есть цветовая  градация:
«хорошие» машины -  зеленые, а  «плохие» - красные.

В них учитывается только лишь частота  «непрохождения» техосмотра,  и совершенно  никак
не оценивается трудоемкость обслуживания, стоимость ремонта  и «глобальность»
поломок.  Поводом для отказа  в талоне ТО может быть и  перегоревшая лампочка,  и чуть
большее содержание СО2  в выхлопе, чем  положено.
Например,  вы  можете заметить, что  в рейтинге относительно свежих моделей стабильно
последние  места занимает Dacia  Logan. Значит ли это, что  надежность Логанов -  миф?  Нет,
это действительно очень надежный автомобиль и очень дешевый  в содержании.  Просто
лампочки  в фарах у него  горят чудовищно часто:  как габариты, так и ближний свет.  Тем  не
менее,  в качестве ОДНОГО  ИЗ аргументов в пользу той  или  иной модели TUV работать
может.  Но не только он!  Есть еще более  подробная аналитическая система -
американская, о которой  ниже.

24.  Оцените выбранные автомобили  по рейтингу Consumer Reports
Consumer Reports -  это очень влиятельное  издание  в США,  которое занимается
потребительскими  испытаниями.  Проводят тесты, собирают информацию о  поломках и
систематизируют все это  в огромную базу данных.  Причем  помимо машин  они  исследуют
бытовую технику, электронику и даже финансовые услуги.  В общем, такое Общество  по
борьбе за  права  потребителей через раскрытие  информации. То, что  нам  нужно!
Правда, есть плохая  новость:  база данных платная. А как вы хотели? Объективная
информация,  не  проспонсированная  никакими  производителями, да еще  и  нахаляву?
Такое бывает только  в сказке, а  месячная  подписка  на  Consumer Reports стоит 7 долларов.
По сути,  копейки, если  вы хотите  проверить, скажем, десяток автомобилей.  В карточке
модели  будут и  проблемы с надежностью,  и  информация об отзывных кампаниях,  и
результаты длительных дорожных испытаний...  Вторая  плохая  новость -  все  на
английском, хотя Google Translate эту проблему может решить.


Таблица типичных проблем для Chrysler Town&Country (Voyager).  Черным показаны
проблемные узлы,  а по клику можно узнать конкретику.  В данном случае -  течи
антифриза на машинах 2009 года.
Ну и третья  проблема:  в США продаются далеко  не  все  модели,  представленные  на
российской  вторичке. Так что  перед тем  как платить,  проверьте, есть ли  ваша  машина  в
базе -  это бесплатно:  http://www.consumerreports.org/cro/cars/types/used-a-to-z.htm
В целом хочу отметить еще  раз:  рейтинги -  удобная  и  полезная  вещь,  но  нельзя  выбирать
автомобиль,  полагаясь только на  них. Оценивайте  машину в  комплексе, собирая  мнения
как экспертов и  мастеров СТО, так и журналистов вместе с  владельцами  и форумчанами.  В
таком ответственном деле  как выбор машины, это  все  важно.

25.  Если вы озабочены безопасностью, проверьте машину по рейтингам  EuroNCAP и 
IIHS.
Как часто я слышу от людей: «хочу купить кроссовер,  потому что это безопаснее»...
Отчаянная  глупость!  Более  высокая  машина  может создавать ощущение безопасности,  но
ощущение - это не то,  на чем  нужно делать далеко  идущие  выводы.
Для оценки  безопасности автомобилей существуют всемирно признанные  рейтинги:
европейский  EuroNCAP  (http://www.euroncap.com/ru - есть версия  на  русском языке)  и
американский  IIHS ( http://www.iihs.org/iihs/ratings).


Сайт EuroNCAP прилично русифицирован и искать здесь информацию предельно
просто.  Есть данные по всем тестам,  начиная с конца 90-х.


Американский сайт IIHS, увы,  только на английском. Зато их методика включает
тесты,  которых нет в Европе -  с малым перекрытием small overlap (который Hyundai
Tucson,  известный у нас как ix35, год за годом  «заваливает»),  а также переворот-тест
на крепость крыши.

Людям, для  которых безопасность действительно  важна,  рекомендую «пробивать»
желаемые модели  по обоим  рейтингам сразу,  ибо  их методики  несколько отличаются.
Кроме того,  как и  в случае с рейтингами  надежности,  наш  рынок несколько отличается от
американского и европейского.
Также отмечу, что если машина уже бывала  в ДТП, то  все ее  позиции  в рейтинге
безопасности  не  имеют никакого смысла.  Но о том,  как отличать аварийные авто, мы
поговорим чуть ниже.

Подведем итоги второй части
Что у нас должно получиться  на  выходе  второго этапа?
- Вы  нашли 2-3, а лучше 5-6 желанных автомобилей
- Они  вам  нравятся  внешне (без этого  никуда, тут как с любимым человеком)
- У них приятный,  не  раздражающий  вас салон
- Все они отвечают вашему ритму жизни  и условиям,  в  которых вы собираетесь ездить
- Вы  изучили  их технические характеристики  и  поняли, что они объективно вам  подходят
- Вы  прочитали  как минимум  по 2-3 тест-драйва  и  по 20-30 отзывов на  каждую из этих
машин
- Вы знаете маркировки  и слабые места  их моторов и  коробок передач
- Выбранные автомобили  не являются  постоянными аутсайдерами  рейтингов обоих
надежности одновременно
- В случае, если  вы  выбрали машину старше 5 лет,  вы осознаете, что  поиск может быть
долгим
- Вы занесли  все  ключевые данные  по автомобилям  в досье
Если  все так и есть, то  продолжаем.  Нет? Не ленитесь,  подготовьтесь к поиску автомобиля
хорошенько!  Потратьте  время сейчас,  потом будете благодарить себя много  раз за
осмотрительность.

Часть 3. Оценка собственных сил

Покупка машины -  ответственный  шаг. Это примерно  как покупка  щенка.  Когда  ребенку
покупают собаку и  не объясняют заранее, что с ней  надо  гулять, делать ей  прививки,
лечить,  кормить правильной едой  и  играть, то  в итоге  получается много печалей  и мало
радостей.  В худшем случае собачку выкидывают на улицу или она умирает от болезней  и
от горя.
С машиной  все то же самое. Знаете, откуда  на  рынке так много «убитых» автомобилей?
Неужто оттого, что людям  нравится  их «убивать»? Отнюдь.  Всем  нравится ездить на
машине, чтобы  в ней  ничего не  гремело, она держала  прямую,  не дымила  и  вообще
всячески  радовала.  Есть отдельные безответственные уникумы,  но чаще  всего  на  ремонт
нет денег. Это тоже  грустно.
Поэтому перед тем  как покупать автомобиль,  надо оценить свои  возможности,  прежде
всего -  финансовые  и  временные.

26.   Поймите объемы затрат на плановое обслуживание
Вы  надеетесь, что если  купите машину в хорошем состоянии, то она  не сломается? Увы,  но
нет.  Все машины ломаются - вся  разница  в том,  насколько часто  и  насколько «дорого».
Надеюсь, что с  помощью моих советов из  второй части  вы сумели отсечь автомобили,
которые ломаются часто.
Теперь разберемся с дороговизной содержания авто. Для  этого  вам  нужно узнать
стоимость запчастей,  которые, скорее  всего, так или  иначе  придется  покупать. Здесь вам
пригодится  регламент плановых работ -  каждый  производитель всегда  имеет памятку для
сервисменов,  на  каком  пробеге  и  в каком  возрасте меняются те  или  иные  расходники.
Найти его  не так просто: либо ищите  книгу по эксплуатации (там есть все), либо забивайте
в Яндекс  и  Гугл  «Mitsubushi  Lancer 9  регламент обслуживания».
Еще  регламенты есть иногда  на  сайте официальных дилеров,  особенно если машина
относительно молодая  (младше 5-7 лет).  Регламент найти  крайне желательно,  потому что
это  поможет вам  в диалоге с  продавцом. Там  вы узнаете, скажем, что  ремень ГРМ
подлежит замене  раз  в 60 тысяч  километров, а тормозная жидкость -  раз  в 40 тысяч.
Табличку с  регламентом,  разумеется,  нужно скопировать себе  в Досье.
Но я  немного упрощу вам задачу.  Вот усредненный список деталей,  которые  нужно
менять более-менее  регулярно.  Не факт, что  все сразу и даже  в первый  год,  но такую
вероятность нельзя  исключать.  Подчеркну, что  речь идет о  ПЛАНОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
машины, а  не о внезапном, форс-мажорном  ремонте.  Итак,  вот такой список:
- Свечи зажигания  (для  бензиновых машин)
- Колодки тормозные  передние
- Колодки тормозные задние
- Масло в двигатель
- Ремень ГРМ  с роликами
- Ремень навесного оборудования
- Сайлент-блоки  (2  штуки, любых на  выбор)
- Амортизаторы  (2  штуки, любые)
- Рычаг подвески  (2 штуки, любых на  выбор)
- Ступичный  подшипник (2  штуки)
- Воздушный фильтр
- Масляный фильтр
- Салонный фильтр
Эти запчасти  вы должны  быть готовы  покупать регулярно, так как это -  расходные
материалы,  которые меняются, даже если машина эксплуатируется очень бережно.  Как
посчитать их цену?


Фордовские регламенты выложены на сайте официальных дилеров -  найти их очень
просто.  Не удивляйтесь,  что здесь мало работ.  Все остальное меняется по износу -
обратите внимание на третью строчку сверху в таблице.

27. Я хочу побыстрее -  тогда звоните на сервис
В Интернете  можно,  после  некоторых поисков,  найти телефон  мастерской,  которая
специализируется  на  ремонте  интересующей  вас марки.  Берите список и задавайте
мастеру вопрос, сколько будет стоить у них деталь плюс замена.  Не  все  готовы сразу сходу
консультировать,  но со  второй,  максимум третьей  попытки  вы  получите  расчет и  по
запчастям,  и  по  работе.

28. Я не тороплюсь и хочу поковыряться -  тогда изучайте каталоги
К сожалению, дружелюбной  к не слишком «продвинутым» автолюбителям системы
поиска запчастей  и  цен  на  ремонт в Интернете  нет.  Каталогов запчастей  много, продавцов тоже много,  но у всех своя  классификация  и своя терминология. Одна  и та же деталь
может называться «втулка  задней балки»,  «сайлент-блок зад.»  или  просто «деталь».
Я  использую комбинированный  поиск, если  мне что-то  нужно. Для  начала -  великий  и
всемогущий  Гугл/Яндекс.  Просто забиваем  в поиск,  например,  «сайлент-блок задний  opel
astra  h».  В выдаче можно будет узнать заветный  каталожный  номер -  уникальный артикул детали,  который,  в отличие от произвольного названия,  всегда  неизменен. Далее
переходим  к изучению  каталогов -  их адреса чуть ниже.


Уже знакомый нам Exist с не менее знакомым каталогом  TecDoc.  Эта страница
«выпадает» в поисковой выдаче по запросу «сайлент-блок задний opel astra h».
В процессе  поиска  в каталогах по уникальному номеру выясняем, что  по одним спискам
деталь идет как «втулка-демпфер задней оси  к кузову» (что логично),  по другим -  как
«сайлент-блок».  При должном усердии  вы сможете  понять в  конце-концов,  где  находится
деталь на схеме автомобиля, сколько стоит оригинальная  запчасть и сколько стоят
аналоги.


Разброс цен, как видите,  довольно существенный -  все зависит от производителя и
срока поставки.Зачем  все это  нужно знать? Это  вам  пригодится  не только сейчас,  на стадии оценки будущих затрат. Это будет полезно,  когда автомобиль уже  будет куплен. Дело  в том, что СТО,  где  вы  будете  ремонтироваться, частенько «накручивают»  цены  на  запчасти.  Вернее -  не частенько, а  практически  всегда.  Вопрос  в том,  насколько.  Перед тем,  как отдавать машину в сервис,  не ленитесь «пробить»  по каталогам хотя  бы  парочку запчастей, чтобы понять ценовой  расклад.  Потом сможете быстро сделать вывод о жадности  мастеров.
Большая  накрутка -  плохой  признак.  Впрочем, это уже  несколько другая  история...


В агрегаторе ZZap можно найти еще более интересные по цене предложения,  чем на
Exist.  Правда,  часто это цены для оптовиков,  или ждать запчасти придется долго.
Для самостоятельного  изучения  на досуге  рекомендую агрегатор  предложений  продавцов
zzap.ru, а также  интернет-магазин  exist.ru.  Как я уже  говорил  выше,  прямо  на этих сайтах
есть каталоги со схемами, чтобы было понятно,  как выглядит деталька  и  где она
находится. У Exist есть связанный с ними очень популярный  каталог Elcats.ru.  Впрочем,
лично мне  кажется  более удобным  и логичным autoxp.ru,  интегрированный  в zzap.ru. Для
полного проникновения  в вопрос  рекомендую  использовать все четыре сайта
одноврменно,  плюс Гугл/Яндекс.
Главное, что вам  необходимо выяснить при  поиске запчастей:
- каталожный  номер (по  нему в разы  проще  искать цены, чем  по названию)
- разброс цен  на  оригинал  и аналоги от сторонних производителей


В каталоге AutoXP,  который работает прямо внутри ZZap (доступен в разделе
«Каталоги») можно увидеть интересующую вас деталь на схеме.  Нечто похожее
предлагают Elcats, Japancats и прочие справочники.  Интерфейс везде неудобный,  но
штуки полезные.
Вернемся  к примеру с сайлент-блоком  на  Opel Astra  H.  Наш сайлент-блок в оригинальном
исполнении стоит 2000  рублей, а от приличного «аналогового»  производителя  Febi -  1400
рублей. Соответственно, за два сайлент-блока  (а  меняются детали  подвески обычно  в
паре)  как минимум  придется отдать 2800 рублей.  И это не считая стоимости  работы
мастера.
Что касается оценки стоимости  ремонта, то есть также  не слишком удобный,  но  вполне
себе  рабочий оценщик на сайте СТО «Автостолица». Сам автосервис не  порекомендую
(любят обманывать клиентов),  но  калькулятор у них хороший:  http://servise- 
remont.autostolitsa.ru/
Для  примера -  все та же замена  сайлент-блоков задней  балки  на  Opel Astra  H.  По данным
«Автостолицы» получается  1980  рублей за  работу с одной стороны. Умножаем  на два,
получаем  3960  рублей.  В сумме с запчастями замена обойдется  вам  в 6760  рублей.


Ну, дальнейший алгоритм, думаю,  вы  поняли.  Берете  весь список из Совета  №26,  ищите
запчасти  и считайте стоимость работ.

29.  Оцените полученную сумму и сопоставьте со своими возможностями
Она  может оказаться  небольшой,  например,  20-25 тысяч  рублей. А может оказаться
крупной -  80-100 тысяч  или даже больше.  И эти деньги  вам  нужно будет совершенно
точно тратить регулярно!  Я  подчеркиваю это еще  раз,  ибо это важно.
Допустим, у вас  вышло как раз около  100 тысяч  рублей  на  замену всего списка деталей  из
Совета  №26. Это означает,  в год вас ждет три-пять поездок на СТО с чеком от 10 до 40
тысяч.  Возможно,  вам  повезет,  и  какая-то деталька  прослужит дольше. А может,  наоборот,
«посыпется»  несколько дорогостоящих узлов сразу.
Важно!  Приведенный там список -  это далеко  не  полный  набор  расходников в
автомобиле.  В машине есть десятки деталей,  которые меняются  регулярно  в плановом
режиме.
Если  вы  в мучениях накопили  или  получили  в наследство 500 000  рублей,  прицелились
покупать BMW 5 series,  но  при этом  получаете 40-50 тысяч  рублей да еще снимаете
квартиру... Задумайтесь,  готовы ли  вы  будете СПОКОЙНО  вынимать из кармана  100 тысяч
в год на обслуживание машины? Затраты  на обслуживание  не должны  браться  из  какой-нибудь кубышки  на  черный день -  это должны  быть деньги  прямо  из кошелька с
каждодневными  расходами.
Кубышка тоже должна  быть.  Но она  пригодится  в случае форс-мажора.

30.  Прикиньте затраты форс-мажорную ситуацию
Есть такая  поговорка:  «Надейся  на лучшее,  готовься  к худшему».  Мы с  вами  не  будем
надеяться.  Мы с  помощью знаний  и упорства  будем  выбирать себе самый лучший
автомобиль.  Но готовиться  надо к худшему. Отсекая  на стадии  выбора  машины  неудачные
модели, моторы  и  коробки, мы снижаем  риск возникновения  нештатной ситуации. Уделяя
внимание  выбору конкретной машины среди множества  предложений -  снижаем его еще
сильнее.  Но  полностью застраховаться от дорогостоящей  поломки  невозможно.  Еще  раз -
не-воз-мож-но. Особенно если  речь идет о дорогом  премиальном автомобиле. Особенно,
если он еще  и старше 5 лет.

Что нужно сделать? Нужно еще  раз вспомнить слабые места автомобилей,  которые  вы
вычитали  в обзорах журналистов, отзывах и  в обсуждениях на  клубных форумах,  и
занесли  в досье (понимаете теперь его  ценность?). Далее  нужно прикинуть стоимость
ремонта двух-трех самых дорогих деталей  в этом автомобиле.
Для  примера  возьмем  Mercedes-Benz  E-Class  в кузове W211.  Машина  не считается
провальной  в плане  надежности -  конечно,  в  ней  нет запаса  прочности дальнего  предка в
кузове W124,  который мог «отмахать» 300 000 километров без серьезных
капиталовложений,  но для своих лет вполне  приличная машина,  которую можно купить
для  повседневной езды, а  не для хранения  в гараже.

Главное -  понимать, что дорогая  машина - это дорогая машина.  И дорога  она  во  всем.
Итак,  возьмем самый  популярный  на  российском  вторичном  рынке мотор  1,8 литра с
компрессором.  Его заводской  индекс -  М271.  Wikimotors  говорит нам, что двигатель
зарекомендовал себя  как надежный,  но  периодически  встречаются  проблемы с износом
цепи  ГРМ,  которая меняется  вместе со звездочками,  и  временами  подводит топливный
насос высокого давления  (ТНВД).
По состоянию  на  весну 2015  года,  новый ТНВД на  этот мотор стоит около 45  000 рублей, а
стоимость замены  цепи  ГРМ  со всеми  необходимыми деталями -  это  порядка 90 000
рублей.  Есть,  конечно,  варианты  поискать менее дорогой сервис, а также -  установка
бэушного ТНВД (15-20 тысяч).  Но это только  при условии,  что вы собираетесь продать
машину в ближайшее  время, так как экономия  на  сервисе  неизбежно  приводит к
сокращению срока службы.
Но  в машине есть не только двигатель,  не так ли?  Едем дальше. АКПП с  индексом 722.6
тоже,  по данным Transakpp.ru, а также  по отзывам  владельцев, считается достаточно
надежной. Своевременно менять масло  и  не ездить как попало -  вот залог ее здоровья.
Но ближе  к 180-200 тысячам  пробега эту коробку все  равно  придется «капиталить». Капремонт -  это  не  катастрофа,  и сводится он  к замене фрикционных (трущихся)
накладок,  прокладок, масла  и фильтров. Детали стоят не очень дорого,  но вкупе со
сложностями  по монтажу и демонтажу коробки, ее  разборке  и т.п.,  цена  ремонта
приближается  к сумме 80 000 рублей.
Если  вы  присматриваетесь к Мерседесу на  пневмоподвеске, то  резервируйте  в бюджете
еще  как минимум 70 000 рублей  на  ремонт четырех пневмобаллонов.  Речь идет именно о
ремонте с использованием  неоригинальных деталей-аналогов.  Настоящий баллон
Mercedes-Benz стоит в районе 60 000 рублей за  штуку.

Что в итоге?  Не самая,  казалось бы,  проблемная машина,  но на форс-мажорные траты у
нас «набежало» около 300 000 рублей.  Если  вы  покупаете машину в хорошем состоянии  и
с небольшим  пробегом, эти затраты  вы отложите  (возможно даже  переложите  на
следующего  владельца),  но  всегда  помните о том, что ремонт неизбежен.
Таким образом, собираясь покупать премиальную машину,  всегда  нужно иметь в  кубышке
хотя  бы тысяч  100 на  внезапный  и  неприятный  ремонт.  В самом деле,  не ставить же
дорогую машину на стоянку, чтобы  подкопить денег на  ремонт?

31. Страшновато? Присматривайтесь к доступным автомобилям
Как я уже  говорил  в самом  начале, стереотипы -  вещь вредная,  но дыма  без огня  не
бывает.  Если  вы  не хотите  вкладываться  в ремонт, будьте  готовы заплатить комфортом.
Отложите  покупку дорогой машины мечты  на  будущее  и  купите  на сей  раз что-то
доступное  и  недорогое  в ремонте.
Самый, обобщенно,  беспроблемный  вариант при  прочих равных -  это машина с обычным
бензиновым двигателем  (1,6 - 2 литра  и мощность от 100 до 130 л.с.)  без турбины  или
нагнетателя, со стальной  (не алюминиевой)  подвеской (в самом  предпочтительном
варианте сзади должна  быть простая  полузависимая упругая  балка, а  не сложная
многорычажная  конструкция).  Коробка -  механическая. Фары -  обычные  галогеновые, а
не  ксеноновые.
Все это,  безусловно, усредненные данные.  Не  всегда атмосферный безнаддувный мотор
дороже мотора с турбиной.  Не  всегда  «автомат» менее  надежен, чем «механика».  Но
чаще  всего -  именно так и есть.

32.  Не забудьте про налоги
В России странная система  налогообложения.  Мы  платим  и топливный акциз,  и сам налог,
который  исчисляется  из мощности двигателя. Зависимость крайне спорная, так как с
ростом мощности мотора  не  растет пропорционально  вред,  который он  приносит.  Но
«имеем то, что  имеем».
Ставка  налога  в зависимости от мощности двигателя


Важно знать еще, что  каждый  регион  РФ  имеет собственный  коэффициент,  на  который
умножается сумма,  рассчитанная  из лошадиных сил.  Поэтому, скажем,  в Чечне  владеть
машиной будет дешевле, чем  в  Москве.
Как видите, особенно  невыгодно  владеть машинами мощностью более  250 л.с., а значит
очень многие  прекрасные  во всех отношениях автомобили  (например,  Cadillac CTS)  резко
становятся  непривлекательными  в  глазах потребителя.
Хитрые  российские автомобилисты, безусловно,  находят способы  не  платить налоги.  На
старых машинах очень распространено такое явление  как «своп» (также  известен  как
«свап»).  Маломощный мотор,  который,  к тому же, уже  изрядно  изношен, меняют на
новый,  более мощный, да еще  и  после  капремонта. Особенно  приятна  эта  процедура  на
машинах,  в моторной линейке  которых есть как «слабые», так и  «мощные» агрегаты. Так,
уже упомянутый  выше  Мерседес W211 может по документам остаться  как «травоядный»
Е200, а  под капотом у него будет «злой» V8 от модификации  Е500.
Забегая  вперед, скажу, что человек,  который  купил машину после  «свопа», может
столкнуться с тем, что при  регистрации машины  в МРЭО бдительные  инспекторы  ГИБДД
перепроверят маркировку двигателя, зафиксируют замену мотора  и  впишут вам  в ПТС
«настоящее»  количество лошадиных сил, чтобы схитрить при уплате  налога  было
невозможно.  Но это уже  как повезет.

33.  Заранее прикиньте сроки и приготовьтесь к охоте
А зачем это вообще  нужно? Затем, чтобы  вы  не  погружались в депрессию от того, что уже
третий день (о боже мой!)  ищете  в Интернете  Mercedes-Benz  E-Class  в пределах 300 000
рублей  в хорошем состоянии,  и  никак не можете  найти. Депрессия -  это опасно. Она
может толкнуть вас на  необдуманный  поступок,  и  вы, чтобы  как-то  развеселить себя,
возьмете  Мерседес,  который  выглядит чуть лучше остальных. А потом «попадете» на  пару
сотен тысяч.
От чего зависят сроки  поиска хорошего автомобиля?  Есть три фактора:
- Распространенность на  рынке
- Престижность и дороговизна
- Возраст

На  всякий случай уточню,  где можно оценить популярность модели. Это делается  в один
клик на сайте auto.ru  или чуть дольше -  на  сайте avito.ru. Заходите,  кликаете  на марку(например, Audi)  и смотрите. Ага, А4 и Аб -  популярные модели, так как счет объявлениям идет на сотни. А вот, скажем,  S7 или А2 -  редкие  птицы.
Соответственно, если у вас в мечтах невероятно  популярный дешевый  Renault Logan, а
денег у вас хватает на  экземпляр 2012 года, то  поздравляю: хорошая машина  может
найтись за  несколько дней. Это  не значит, что  надо  кидаться  на  первую  попавшуюся,  но
прогноз благоприятный.

Возьмем  противоположный случай.  Детская мечта об Alfa  Romeo  156  непременно
красного  цвета -  отлично,  но с момента схода с  конвейера  последнего экземпляра  прошло
больше  10 лет,  и эти машины  никогда  не  покупали для спокойной езды. Да что там,  их
чаще  всего  намеренно «ушатывали». Тут сроки могут растянуться  на месяцы  или даже
годы.  Возможно, за фанатизм  придется  расплатиться  поездкой  в другой  регион  или даже
за  границу.
В общем, чем моложе машина,  популярнее  и  проще, тем сроки меньше.  Чем дороже,
старше  и эксклюзивнее, тем сроки больше.  Понимаете, да? За  радость обладать
неординарным автомобилем  нужно  платить как деньгами, так и  временем.

Подведем итоги третьей части:
- Вы  подсчитали стоимость запчастей  и  их замены  из списка  в совете  N925  и  готовы тратить
столько денег в год безболезненно для своего бюджета
- Вы  имеете  неприкосновенный запас на  внезапный  ремонт дорогостоящего
оборудования
- Вы  готовы оплачивать транспортный  налог,  рассчитанный  исходя  из мощности
автомобиля  и  региона  вашего  проживания
- Вы  готовы  потратить достаточное  количество  времени  на  поиск хорошего экземпляра,
исходя  из возраста, уровня  престижа  и  распространенности моделей,  которые  вы  ищете
Ответили хотя  бы  на один  вопрос отрицательно  или  «не знаю»? Есть два  пути. Либо
принимать на себя добровольный  риск, либо слегка  понижать планку,  выбрав машину
подешевле.
Конечно, можно  пренебречь скучной  работой  по  поиску цен  на запчасти,  изучению прайс-
листов автосервисов. А еще можно  плюнуть на  все  и  купить авто  по душе,  решив, что
«мне-то уж точно  повезет», а  на  ремонт в случае чего деньги  найдутся. Это  ваше  право,  но
не  говорите  потом, что  вас не  предупреждали ;)

Продолжение читайте во второй части >>>>


Из раздела "Полезные курсы для автолюбителей"
 Видеокурс - как сдать на права с первого раза

No comments:

Post a Comment

Яндекс.Метрика